Наверху гостиница, внизу ветдиспансер – вот, пожалуй, и всё, что знают нынешние горожане о Петровской горе. А ведь некогда считалось это место святым, располагался здесь Петровский монастырь, говорят древнее Свенского. Петро-Павловская церковь, да и та перестроенная в 18 столетии, вот и всё, что от него осталось.
В 13 веке сюда на постоянное место жительство даже переехал епископ. Он руководил духовной жизнью всей юго-западной Руси до тех пор, пока на престол не взошел священник Иоанна. Во время польского нашествия он прославился тем, что всячески поддерживал захватчиков, снабжал их продовольствием. За что в 1500 году он был с позором изгнан с престола, а после этого случая брянским епископам править не дозволялось.
А под Петровской горой шумел посад, и возникали первые брянские слободы. Стрелецкая начиналась от современной улицы Луначарского и занимала часть пространства между Судками вплоть до княжеских полей. Здесь же на территории нынешнего спиртзавода располагались хозяйственные и складские постройки Брянска.
Стрельцов набирали из вольных людей. У каждого была своя изба, многие заводили в слободе лавочки, занимались своим ремеслом, словом жили, как мелкие мещане, только под надзором полковника и офицеров. В 1616 г. брянских стрельцов с сотниками и головою было 177 человек.
Поселение у подножия Брянского кремля за кремлевской стеной звалось затинной слободой. Сейчас на её месте завод Брянский арсенал. В затинной слободе жили затинщики. В 16-17 вв. на Руси так называли служилых людей, обслуживающих крепостную артиллерию. Государство платило им жалование деньгами, хлебом и солью, а служба передавалась по наследству. В 1616 году затинщиков в Брянске было примерно 70.
В 1503 году в Брянске организуется ямская служба. Для ямщиков создаётся ямская слобода – от Петровского монастыря до нынешней рощи Соловьи. Местные возницы почитались особо, помимо почты они перевозили государственных людей. По генеральной переписи 1738 года в слободе проживало более тысячи извозчиков. До нынешних дней в этих краях сохранилась улица Ямская.
Издавна жил брянский люд в оврагах Судках. Верхний Судок расположен выше по течению Десны, а Нижний прежде назывался Белый колодец. Версий происхождения названия Судок – немало. По одной из них происходит оно от старославянского слова суд, что означало гавань. Другая версия суток – слияние двух рек.
Исстари в Судках располагались две слободы – нижняя и верхняя. Здешние крестьяне помогали дворцовому хозяйству заготавливать для царских нужд мёд и дичь, делали рогожи и деревянную утварь. После победы над шведами Петр I подарил слободы руководителю артиллерии Якову Брюсу, затем они перешли к императорскому любимцу Меньшикову, а от него к генералу Апраксину. Впрочем, ни один из высокопоставленных господ в Брянске так и не появились, а Судками управляли их приказчики.
Проблемы начались, когда сын Апраксина продал слободы коллежскому асессору Гончарову. Тот, вопреки царскому указу, запретил зажиточным крестьянам переходить в купцы. Так разгорелась, так называемая, брянская смута, которая длилась 10 лет до 1756 года. Помещик жестоко расправлялся с бунтарями.
В конце 17 века город Брянск стал уездным, а Екатерина II утвердила генеральный план. Были заложены три площади: Соборная (сейчас Славянская площадь на Набережной), Красная (теперь площадь Карла Маркса) и рыночная Щепная (сейчас стадион «Динамо»). По преданию на Щепной площади Петр I учинил смотр войскам и гарнизонам, идущим на фронт. Тогда же здесь стоял Преображенский полк, для которого построили часовню. Позже Синод издал указ, по которому запрещалось хоронить всех прихожан у церквей. Пришлось часть Щепной площади отвести под кладбище для обывателей, а на месте часовни возвели кладбищенскую церковь.
В 1823 году в город Брянск приехал император Александр I. Он остановился в доме купца Бабаева. В честь этого грандиозного события купец Бабаев вместо деревянной церкви стал строить каменную, которая в последствии была названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У входа в церковь он распорядился сделать ниши, в которые поставил бюсты Петра I и Александра I.
В 1823 году на Щепной площади появился тюремный замок. В этом здании узники сменяют друг друга уже почти два столетия. По описи 1852 года в тюремном замке содержались 160 мужчин, 28 женщин, из них жителей города 4. Сейчас это следственный изолятор № 1.
Была в старом Брянске и своя Красная площадь. Сейчас она носит имя вождя мирового коммунизма – Карла Маркса. А некогда здесь планировалось продавать красный товар – украшения, обувь и одежду. Проектировали брянскую Красную площадь строго квадратной, чтобы удобнее по периметру было размещать купеческие лавки. Однако местом торговли её так и не довелось стать. На красной площади обосновалась власть. Городской магистрат, предшественник нынешней мэрии, сиротский суд, заведовавший опекунскими делами, словесный суд для разбора простых конфликтов и Брянская Дума – все они расположились на Красной площади.
1 августа 1899 года рядом с Красной площадью торжественно заложили винные склады. На месте бывшего хозяйского двора Брянского княжества. При строительстве винных складов попал под снос дом купца Добычина. Об этом доме ходило немало легенд, по одной из них из дома был подземный ход на Покровскую гору в Брянский Кремль. По второй легенде у дома была сторожевая вышка, которая извещала Брянский Кремль о нашествии врагов.
А в начале 20 века в стране ввели монополию на крепкие спиртные напитки. Борьбу с пьянством повела и общественность города. В 1901 году в Брянске был создан комитет народной трезвости. По иронии судьбы он облюбовал нынешний круглый сквер напротив винного замка.
В 18 столетии помимо площадей появляются официальные улицы. В 1791 году их насчитывалось 44. Из них пять носили имя церквей – Соборная, Воскресенская, Троицкая, Рождественская и Архангельская. Ещё несколько звались по местности. К примеру, одна из улиц носила название Близ реки Вырки. Эти неопределенные названия оставались вплоть до конца 19 века: Близ вокзала, Близ Судка, Безымянная. Многие дома не имели номеров, хотя городская управа распорядилась изготовить и оплатить домовые знаки. Нередко в газете Брянский вестник публиковались такие адреса: новая художественная фотография Бабенского на Московской улице в доме Семенова у сборного моста.
Часто Брянские улицы именовались по известному местному жителю. Такова улица Авилова, ныне носящая имя Горького. Кем был обладатель древнего дохристианского имени Авил – неизвестно. Зато, судя по документам, проживал он в районе современного медицинского колледжа. А параллельно поднималась вверх от Десны улица Рождественская нынешний бульвар Гагарина. Населявшие его стрельцы выстроили тут церковь Рождества Богородицы чуть ниже нынешней Дубравы. Рядом стояла еще одна церковь – Архангельская. В ней свои молитвы к небесам возносили местные купцы. А уже после революции, когда город наводнили пленные и беженцы из Прибалтики, храм стал католическим.
Издавна повелось, что на Рождественской улице селилась интеллигенция: врачи, адвокаты, служащие. Наверное, потому, что Рождественская горка была самой благоустроенной. Где-то на рождественской горе был дом меценатов Могилевцевых. Начиналась улица ротондой над артезианским источником, правда вода в нем не пользовалась популярностью, т.к. не обладала достаточной для питья чистотой. Зато культурная жизнь била ключом.
Ещё каких-то полтора века назад в нижней части нынешней улицы Фокина протекал ручей, со временем его засыпали. Дома, построенные на старом русле, образовали улицу. Эта улица имела сразу два названия Комаровская и Комарёвская, потому что здесь располагались дома двух купцов – Комарова и Комарёва. Каждый называл улицу по-своему. Со времен революции и до 60-х годов 20 века эта улица носила имя Ленина. А нынешний проспект имени вождя был непривлекательным местом – Петропавловской улицей. Селились у стен обители мещане и мелкие купцы.
На территории Воскресенской церкви в богадельне доживали свой век 4 монахини. Между Судками раскинулась прогимназия. Далее по Петропавловской шли дома уездной знати: предводителя дворянства Дагсергара, жандармского подполковника Навицкого, Тенишевых и Могилевцевых. Зато доподлинно известно, что частым гостем Петропавловской улицы был баснописец Иван Крылов. Будущий литератор частил в дом к одному протопопу. Предметом его интереса стала дочь священника. Как-то раз, возвращаясь со свенской ярмарки, Крылов увидел девушку, шедшую к роднику, и забыть её больше не смог. В ответ на предложение руки и сердца родители ответили отказом. Более того, они порвали все отношения с баснописцем. А Крылов так и остался холостяком.