Партизанская поляна | Выставка военной техники

В последнее время мой четырехлетний сын много спрашивает про Великую Отечественную войну. Вроде бы тема эта ему не по возрасту, и рано знать о таких страшных вещах детскому уму. Но все дело в военной технике! Его любопытство и интерес к теме войны появились после посещения клуб-отеля «Раздолье», а точнее небольшой военной выставки, которая там находится. Экспозиция под открытым небом состоит из двух мотоциклов с люлькой, двух двигателей и винта от самолетов, сбитых во время войны над Брянщиной, двигателя от танка и нескольких бомб. Сын был в восторге от мотоциклов. Он на них сидел, крутил руль, стрелял из бутафорского пулемета. Разглядывал огромные для его маленького роста двигатели от самолетов, покореженный ударом об землю винт.

Из сына посыпались вопросы. У него такой возраст. Бесконечный поток почему, зачем, кто, как, откуда и снова почему-почему-почему. Так он узнал о том, что была война. Посмотрел с папой несколько документальных фильмов. Решил стать военным и почти каждый день проситься в «Раздолье», чтобы посидеть на мотоциклах. Тогда мы вспомнили про выставку военной техники на партизанской поляне, и было решено ехать туда.

Как добраться

Мемориальный комплекс партизанская поляна находится в 22 км от центра Брянска. Ехать нужно по московскому проспекту и дальше из города. Немного не доезжая киевского шоссе, будет поворот налево. Вдоль дороги есть специальные указатели на партизанскую поляну, поэтому мимо проехать не получится.

Мемориальный комплекс партизанская поляна

Мы приехали вечером в будний день. Людей было мало, всего четыре машины на парковке. Мы были здесь два года назад. Сыну было всего два года. Тогда ему больше всего понравилась детская площадка возле кафе. А теперь он целенаправленно бежал смотреть на технику.

На месте мемориального комплекса в годы войны была партизанская стоянка. Здесь же прошел бой между фашистами и подпольщиками, который немцы проиграли.

Комплекс партизанская поляна состоит из следующих объектов:

• музей партизанской славы;
  • стена памяти;
  • вечный огонь;
  • пилон;
  • обелиски;
  • сферическая стела;
  • выставка военной техники;
  • партизанские землянки.

Зайдя в парк, повернули налево, шли по кленовой аллее. Дорожка привела нас к вечному огню, стене памяти и пилону. На гранитных плитах выбито более 8 тысяч имен партизан, погибших в годы войны. Мы с мужем остановились, читали имена, пропитывались духом мужества и патриотизма. А наш сын в это время мчал вперед на всех парах, прямиком к военной технике. Пришлось следовать за ним.

Выставка военной техники

Выставка боевой техники на партизанской поляне открылась в сентябре 2007 года. Здесь представлены гаубицы и пушки времен ВОВ. Остальная техника уже послевоенного периода. Это бронетранспортеры, танки, боевая машина «Град», вертолет, самолет и другая военная техника, название которой я не запомнила.

Партизанская поляна

Самыми интересными для сына экспонатами оказались вертолет и самолет. Он ужасно расстроился, что ему нельзя попасть внутрь. И об этом, видимо, мечтал не только он. Видно, что дверь в самолет уже несколько вскрывали. Она теперь плотно не закрывается, и мы заглянули внутрь через щель.

Партизанская поляна самолет и вертолет

Больше всего эмоций у сына вызывали экспонаты, на которых можно было посидеть и что-нибудь покрутить. Среди них был трактор «Сталинец», зенитный палубный автомат и некоторые другие пушки и гаубицы. Увести сына с выставки было очень сложно. Он бы с радостью провел бы там полдня. Но в нашем распоряжении не было столько времени. Солнце садилось, и начинало смеркаться. Кое-как оторвав сына от пушки, мы пошли осматривать территорию комплекса дальше.

Что еще посмотреть

После выставки военной техники, мы отправились гулять дальше. Осмотрели сферическую стелу, которая находится за пилоном. На ней высечено изображение Брянской области с городами, где действовали партизанские отряды. Стела рассказывает о награждении Брянской области орденом Ленина и о присвоении Брянску почетного звания «Город воинской славы».

Партизанская поляна

Дальше мы повернули налево. Тропинка привела нас к обелискам, на которых описаны достижения партизанских отрядов. Пройдя еще дальше в лес, мы нашли партизанские землянки. Вход закрыт решеткой, и мы смогли только заглянуть внутрь, включив фонарик на телефоне.

Партизанская поляна землянка

Дальше дорога уходит вправо. Мы вышли к партизанскому привалу. Здесь стоит кирпичная печка, стол с лавками под крышей, колодец, вокруг плетеный забор. Очень атмосферное место. Здесь можно уютно устроиться на пикник, но мы с собой ничего из еды не брали. К тому же продолжало темнеть. Рядом с привалом находится музей партизанской славы. Мы туда уже не попали.

Партизанская поляна

Партизанскую поляну мы посетили в середине сентября. В 8 часов солнце уже село, и с территории комплекса мы вышли в темноте. Вдоль дорожек стоят фонари, но их почему-то так и не включили.

Возле парковки на улице есть кафе с детской площадкой. Там мы заказали пиццу и чай. Поужинав в полумраке (здесь с освещением тоже не все в порядке), отправились домой. Весь обратный путь сын расстраивался, что ему не удалось посидеть в самолете. Спрашивал, когда мы снова сюда приедем. А еще надеялся, что в следующий наш визит, самолет обязательно откроют.

Мы, конечно, вернемся на партизанскую поляну еще не один раз.

Видео

В 18 км от партизанской поляны находится мемориальный комплекс Хацунь. За одну поездку можно посетить оба места, они находятся в одном направлении и недалеко друг от друга.